Сегодня ж/д вокзал в Самарканде – это крупная пассажирско-грузовая станция Узбекской железной дороги. Это важный узел ее Бухарского отделения.
История вокзала в Самарканде уходит в далекий 1888 год, когда на станции был построен первый зал ожидания. Постепенно прокладывались и присоединялись новые железнодорожные ветки в разные концы страны и за ее пределы. В результате сеть путей, станций и вокзалов была объединена и стала называться Среднеазиатскими железными дорогами. Во времена Советского Союза станция по-прежнему служила уже Узбекской Республике, не сдавая позиций важнейшей в стране, хотя и не могла похвастаться открытием новых направлений.
Серьезная реконструкция коснулась здания ж/д вокзала в Самарканде в 1980-х годах, тогда оно и приобрело современный вид.
В 2000-х оно еще дважды подвергалось реставрации, чтобы превратиться в комплекс, укомплектованный всем необходимым для выполнения своего предназначения на высоком уровне.
После обретения Узбекистаном статуса независимой страны, ж/д пути на его территории и весь оставшийся транспорт стали собственностью Узбекистанской железной дороги. В 2000-м из Самарканда в Ташкент начал движение фирменный пассажирский поезд, получивший название «Регистан». А 2011-й год запомнился открытием первой в Средней Азии скоростной железной дороги сообщением Ташкент-Самарканд. Этот поезд, задача которого быстро доставлять пассажиров из одного крупного узбекского города в другой, способен развивать скорость 250 км/ч. В 2015-м был проложен маршрут из Самарканда до Карши, планируется движение на Бухару.
Большинство направлений внутренние:
• Ташкент — Самарканд;
• Карши — Самарканд;
• Бухара — Самарканд;
• Ташкент — Шават;
• Ташкент — Сариасия;
• Ташкент — Бухара;
• Ташкент — Алат;
• Ташкент — Ургенч;
• Ташкент — Кунград.
Маршруты за пределы страны в основном ведут в города РФ и Казахстана.